Происхождение термина "метафизика" случайно. В I в. до н. э. греческий ученый Андроник из Родоса решил привести в порядок и "переиздать", т. с. исправить и заново переписать, рукописи Аристотеля. В своем издании Андроник вслед за группой сочинений, относящихся к физике (ta- physika),поместил группу трактатов, в которых Аристотель рассматривал вопросы, относящиеся к проблемам бытия и познания.Андроник объединил эти сочинения под названием "То, что[идет] после физики" (ta meta ta physika). Co временем термин этот ("метафизика") приобрел особое философское значение. Им стали обозначать вообще все философские учения о началах (принципах) бытия вещей и о началах их познания,иначе говоря, высшие вопросы онтологии и гносеологии (теории познания). Но термин этот ("метафизика") стал применяться не только как термин, означающий высший ("первый")предмет философии. Он стал применяться и как термин, характеризующий м
... Читать дальше »
Это - трактат о счастье, о том, как достичь счастливой жизни, или блаженства. Написан Аристотелём зрелого возраста и посвящён то ли отцу, то ли сыну, рано умершему, оба носили имя Никомах. Философские направления, как известно, именуются путём прибавления частицы: "Изм" к категории, которая для мыслителей этого направления считается базисной. Трудно придумать в данном случае термин на русском языке, древнегреческий это позволяет. И придумано название эвдемонизм для направления, в котором счастье признаётся высшей целью жизни. От эв - благо, и даймоний - дух, получается что - то вроде благодушия, душевного покоя. Так что «Никомахова этика» считается выдающимся памятником античного эвдемонизма. Тут читатель может спросить: А как же иначе, что ещё, кроме счастья, может быть высшей целью жизни? Ну, хотя бы свобода, - так говорят современные философы. И разъясняют, что в жизни вполне возможны ситуации, когда человек ст
... Читать дальше »