00:08 Аристотель | Поэтика | | |
I. Мы будем говорить как о поэзии вообще, так и об отдельных ее видах, о том, какое приблизительно значение имеет каждый из них и как должна слагаться фабула, чтобы поэтическое произведение было хорошим, кроме того, о том, из скольких и каких частей оно состоит, а равным образом и обо всем,. что относится к этому же предмету; начнем мы свою речь, сообразно с сущностью дела, с самых основных элементов. Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики {Искусство игры на духовом инструменте вроде флейты.} и кифаристики {Искусство игры на кифаре.} - все это, вообще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, что не всегда одинаково. Подобно тому как некоторые подражают многим вещам, при их воспроизведении, в красках и формах, одни - благодаря искусству, другие - просто по привычке и иные - благодаря природному дару, так и во всех только что упомянутых искусствах; подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе: так, гармонией и ритмом пользуются только авлетика и кифаристика и другие музыкальные искусства, например искусство игры на сиринксе {Духовой инструмент вроде свирели.}, а при помощи собственно ритма, без гармонии, производят подражание некоторые из танцовщиков, так как они именно посредством ритмических движений воспроизводят характеры, аффекты и действия, а та поэзия, которая пользуется только словами, без ритма или с метром, притом либо смешивая несколько размеров друг с другом, либо употребляя один какой-нибудь из них, до сих пор остается без определения: ведь мы не могли бы дать общего имени мимам {Mим - народная театральная сценка. Софрон и его сын Ксенарх - составители мимов в V в. до н. э.} Софрона или Ксенарха и сократическим разговорам, ни если бы кто совершал подражание посредством триметров {Триметр - стихотворный размер. Ямбический триметр состоял из шести ямбических стоп.}, элегических {Элегический стих - чередование гекзаметра с пентаметром.} или каких-либо других подобных стихов; только соединяя понятие "творить" с размером, называют одних элегиками, других - эпиками, величая их поэтами не по сущности подражания, а вообще по метру (то есть стихотворному размеру). Если издадут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла {Эмпедокл - сицилийский философ, ученый V в. до н. э. Свои идеи он изложил в философских поэмах "О природе" и "Очищения".} нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо называют поэтом, а второго скорее физиологом, чем поэтом. Но есть некоторые искусства, которые пользуются всем сказанным, то есть ритмом, мелодией и размером; таковы, например, дифирамбическая поэзия и номы {Номы - особые песни религиозного характера.} трагедия и комедия; различаются же они тем, что одни пользуются всем этим сразу; а другие - отдельно. Аристотель Поэтика | |
|