Главная » Статьи » Юмор » Шутки и розыгрыши |
Что такое анекдот, который легко превращает обыденное в фантастическое, невозможное в необходимое, абсолютное в относительное, верх в низ, но не для того, чтобы создать новые иерархии и мифы, а для того, чтобы поставить под сомнение существующие? Ответить на этот вопрос сложно и легко и сложно одновременно. Давайте попробуем разобраться. С первого взгляда анекдот - простой, часто даже примитивный короткий рассказ из обыденной жизни, с другой стороны – предмет доскональных изысканий ведущих мировых антропологов, филологов, философов и психологов. В анекдотах отражаются факты в перспективе обыденной жизни, где все непрерывно меняется, накладывается друг на друга и бесследно исчезает. Анекдот не превращает факты в ценности, заведомо «не ценит» предмет своего повествования, поскольку рассказывается он только для того, чтобы над ним посмеяться. Если анекдот чем-то дорожит, то это прежде всего — иллюзия. Конечная цель анекдота — смех и то особое удовольствие, которое он вызывает, а не истина сама по себе. Смех для анекдота — это его право на дальнейшую жизнь. Других прав у него нет. Исследователи говорят, что современные анекдоты исторически возникли как смешные случаи из жизни великих и знаменитых людей. Анекдот непрерывно уравнивает своих героев с простыми людьми, лишает их божественного ореола, ставит на место, т.е. Спускает с небес на землю. Даже сами Боги утратили свой статус, став предметом коллективной забавы. Ад и рай стали обычным местом действия анекдотов. Анекдот и не думает реанимировать Богов. Бог анекдотов — это игрушка, помогающая анекдоту выдумывать новые сюжеты. Или этикетка, с помощью которой тематизируется разросшийся мир анекдотов. Неудивительно, что в советское время в СССР (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда советским городом) пользовалься популярностью политический анекдот">политический анекдот — только в такой анонимной и устной форме могло высказываться критическое отношение к коммунистическому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их авторство оставалось неуловимым даже для всепроникающих карательных органов, было ограничено страхом ареста и многолетнего лагерного заключения, но анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко самым близким людям. К интересным аспектам темы можно отнести также наличие определенного типа анекдотов, содержащих признаки скрытой зависти: из новейшей истории — это анекдоты, где издеваются над «новыми русскими». Это знак социальных антагонизмов, нелюбви к «новым богатым». Одним из мотивов этого чувства возможно является зависть к богатой жизни другого, хотя не следует забывать о том, что высмеиваемая социальная прослойка была богатым источником для создания анекдотов. Далее, как отклик на проведение многочисленных конкурсов красоты возникли и были активно подхвачены анекдоты про блондинок, хотя и понятно что цвет волос не влияет на интеллект. Смех возможен и в сфере выходящей за эти пределы. Так, объектом смешного в новых анекдотах современности часто является насилие или убийство. И такие явления определенно присутствуют в современной смеховой культуре, хотя и вызывают различные споры с общепринятыми нравственными нормами. Возможно, это скорее подходит молодежному юмору, который часто отдает невинным дикарством, происходящем от неглубокого понимания моральных устоев, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки. Суть здесь скорее в механизме действия истории и способе подачи. Абсурдный и жестокий современный анекдот высмеивает в том числе и случаи, которые для «романтиков» являются принципиально не смешными. И здесь усматривается тенденция к тотализации насмешки — смешно абсолютно всё и во всём стараются найти лишь смешные стороны. Возможно, это обусловлено физиологическим действием смеха — смех приносит удовольствие и может выступать чем-то в роли наркотика. Это уже вопрос философии... Анекдоту еще присуще — и в этом, быть может его основное обаяние — абсолютное бесстрашие. Анекдот обольщает тем типом свободы, которым человек бессознательно дорожит больше всего — свободой, которая его ни к чему не обязывает. Нормальный анекдот никуда не зовет, ничем не грозит и ничего не требует. Анекдот свободен от любых предписаний. Тому, кто его принимает, он обещает чистое, игровое удовольствие. И в этом главная терапевтическая функция анекдота. Он снимает страх перед миром не только тем, что он все и всех в нем уравнивает (хотя это уравнивание осуществляется только в фантазии и анекдот отдает себе в этом отчет), но и тем, что он снисходителен к реальному миру, позволяя ему оставаться самим собой. Анекдот как вид забавы, языковой игры совершенно непроизвольно творит общие смыслы и значения. Поэтому анекдот оказывается одним из самых легких путей к другому человеку — ничем не привязывающим и ни к чему не обязывающим. Анекдот сближает людей, снимает отчужденность между ними, сохраняя их независимость и автономию. Мудрая притчевость свойственна лучшим анекдотам. Неслучайно некоторые формулы этих анекдотов перешли в афоризмы и высказывания, резюмирующие наш жизненный опыт: «Иди докажи, что ты не верблюд!», «Мне бы ваши заботы, господин учитель!», «Не делайте волну!», «Разве это жизнь?» и т.п. При этом существует значимое отличие анекдотов от высказываний и афоризмов. Это их заведомая анонимность. Даже когда у анекдота есть официальный автор, он, как правило, не афишируется, и часто наоборот – нивелируется, делая анекдот народным творчеством. Живучесть анекдота объясняется анекдотизмом жизни. В одном из польских анекдотов есть такой диалог: Другие материалы по теме
| |
Категория: Шутки и розыгрыши | Добавил: searchengines (25.01.2008) | |
Просмотров: 1834 |