23:08 ХУДОЖНИКИ В ИГРОВОМ КИНО | |
ХУДОЖНИКИ В ИГРОВОМ КИНО Третьяковская галерея и Государственный музей кино открыли совместную выставку, приуроченную к 100 - летию российского кино. Как заявлено в пресс-релизе это будет: "первый этап долгосрочного сотрудничества двух музеев, собирающих произведения художников кино, которое предусматривает общие выставки, а также демонстрацию архивных фильмов в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу". Цель этой выставки ( и других совместных проектов) - познакомить посетителей с художниками, которые стали классиками не только кино, но и изобразительного искусства. Первые хроникальные киносъемки в России состоялись в 1896 году в Москве и Нижнем Новгороде. Их организовала французская фирма братьев Люмьер, изобретателей кинематографа. В 1908 году петербургский фотограф Александр Дранков открыл первое в России киноателье и заказал режиссеру Василию Ромашкову «киноиллюстрацию» к песне Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень...». Десятиминутный фильм вышел под названием «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). В том же году фирма Александра Ханжонкова в Москве выпустила фильм «Русская свадьба XVI века», снятый по мотивам полотен Константина Маковского. Так 1908 год стал официальной датой рождения игрового кино России. К 1917 году в России уже существовало множество производственных фирм со своими киностудиями и ателье. Учась у итальянских, французских, немецких, датских и американских коллег и опираясь на традиции русского театра и живописи, художники раннего кино не просто оформляли фильмы, а одновременно формировали оригинальную школу игрового пространства и кинокостюма. Их достижения и находки стали основой визуальной кинокультуры советского периода. Уже в немом кино определилось многообразие задач, которые решаются художниками в процессе подготовительного и съемочного периодов. В соответствии с этими задачами в творчестве художников кино сложились различные живописные и графические «жанры». На основе первых, черновых набросков, которые рождаются в период освоения замысла режиссера и сценариста, художник создает изобразительные экспликации и раскадровки, которые предвосхищают стиль и эмоциональныйстрой будущего фильма, а также эскизы, представляющие образное решение натурных и интерьерных сцен, облика персонажей, предметного мира. В дальнейшем эскизы преображаются в рабочие чертежи и макеты и на их основе воплощаются в объемные декорации, костюмы или рисованные фоны для комбинированных съемок. Работы художников кино на бумаге, картоне, холсте долгое время не признавались полноценными произведениями, а потому, как правило, уничтожались, едва завершалась постановочная работа. К ним относились как к «полуфабрикату», а оригиналом признавался лишь законченный фильм. Часть материалов сохранялась в семьях художников, у их соратников и друзей. С послевоенных лет некоторые музеи страны, в том числе Третьяковская галерея, стали собирать эскизы наиболее именитых художников кино и театра. В 1989 году был учрежден Музей кино, в фондах которого в настоящее время находится более 8 700 единиц хранения изобразительных материалов. Экспозиция познакомит зрителей с историей России в киноискусстве, различными экранизациями, стилями и направлениями в кино. В Третьяковской галерее можно будет увидеть меч из кинофильма "Кащей бессмертный", раритетные кинокамеры и многое другое. По материалам Третьяковской галереи | |
|