Воскресенье, 22.12.2024, 04:52
Приветствую Вас, Гость
Главная От друзей Библиотека Видео Плакаты Новости Тесты онлайн Контакты
Главная » Статьи » Наука и Образование » Разное

Реформа образовательной системы: долгий путь
Поговорим об образовании. Если труд сделал из обезьяны человека, то образование дало возможность эту удивительную метаморфозу закрепить. Новые поколения смогли опираться на достижения прежних покалений а значит избавиться от надобности заново изобретать велосипед. Значение образования возрастало. Современное общество называют информационным. Информация сегодня - главная ценность. Так что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации от поколения к поколению. Как мать вскармливает ребёнка телесно, так университет даёт студенту духовную пищу, полагали в средневековье. Тогдашние школяры прозвали родной университет кормящей матерью - Alma mater. Со временем высшее образование изменилось, но слова эти не канули в Лету, а стали крылатыми.
Общество развивалось, образование не стояло на месте, стремясь удовлетворить потребности общества. Подходов было множество, потому универсальной системы образования нет и быть не может. Каждая система образования в чём-то лучше, а в чём-то хуже остальных. Некогда Хрущёв, побывав в США, дал отечественным учёным и чиновникам поручение: реформировать систему образования с тем, чтобы сделать его лучшим в мире. Никиту Сергеевича успокоили. Реформировать, мол, ничего не надо, СССР - впереди планеты всей. Недаром СССР и войну выиграл, и спутник в космос отправил, и человека туда же отправил, и самой читающей страной считается. Время идёт. Советская система образования была признана не отвечающей современным требованиям. Реформа образования оказалась нужна - с этим никто не спорил. Вопрос был в другом - как именно реформировать. То ли перестроить систему на иностранный манер, то ли взять оттуда какие-то отдельные элементы. Стоит ли в очередной раз действовать по принципу "разрушим до основанья, а затем... "? Да, выбирать было из чего. Республики-союзники выбрали каждая свой путь. Так что сегодня на постсоветском пространстве большое разнообразие. В Туркмении недавно среднее образование было 9-летним. В России среднее образование является обязательным, но 12-летнее. Это только несколько примеров. Где лучше? Там, где нас нет. Результаты реформ трудно считать удовлетворительными.

Образование и бизнес - отдельная тема. Высшее образование получить престижно. К тому же на время обучения даётся отсрочка от армии, что немаловажно. Ощутив выгоду, бизнес успешно внедрился в систему образования - возникли коммерческие ВУЗы. Качество образования в них разное, зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов за деньги, кое-где вполне солидные ВУЗы. Образование и бизнес пересекаются и другим способом - при помощи репетиторства.
Мероприятия, в одной стране эффективные, не оправдывают себя в другой. Высшее образование в Беларуси получить можно, на данный момент, только одним способом - пройти обязательное централизованное тестирование. Тестирование ввели для максимально прозрачного поступления. Оно по праву считается давольно успешным решением проблемы коррупции. Подобным путём пошла Россия с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), но... Коррупцию пока не может победить даже ЕГЭ. Но и тестирование имеет недостатки. Не случайно опрос на сайте "Alma Mater" показывает, что большинство поддерживает вступительные экзамены. "На верном ли мы пути? " - этим вопросом задались белорусские власти. В итоге реформа образования в Беларуси была скорректирована. Среднее образование в Беларуси, как и до реформы, будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов нет, а граждане этого мероприятия не поддерживали, о чём свидетельствуют и итоги опроса, проведённого проектом "Alma Mater". Зато ликвидация классов c углубленным изучением предметов выглядит необдуманным действием.
Болезненность реформирования в значительной степени возникает из-за недостаточной его продуманности. Если непрочно одно звено - рвётся вся цепь. В 1990-х в Беларуси хотели перейти на двухуровневое высшее образование. С этой целью часть ВУЗовской программы решили перенести в школу. Для этого был нужен 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах... Когда двухуровневое высшее образование не дало результатов, пришлось убирать 12-й год. Заодно с профилями решили отказаться и от традиционных специализированных классов. Ошибки, допущенные при реформировании, надо исправлять. России придётся решать проблемы, связанные с недостатком средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь - вопросы, связанные с уместностью тестирования по многим предметам и - рано или поздно - восстанавливать специализированные классы.
Само реформирование образования - явление вполне нормальное. Через реформирование проходит всё образование в мире, даже парижская Сорбонна. Ненормальны лишь непродуманные реформы, реформы ради реформ, путь в никуда. Не надо слепо копировать чужое или держаться за отжившее. Есть универсальное правило: прежде чем резать, надо отмерить.

Источник: http://am.zoomby.org/

Категория: Разное | Добавил: (08.09.2008) | Автор: Павел E W
Просмотров: 1030