Суббота, 21.12.2024, 19:21
Приветствую Вас, Гость
Главная От друзей Библиотека Видео Плакаты Новости Тесты онлайн Контакты
Главная » Статьи » Наука и Образование » Педагогика

Общество – очень сложный и противоречивый предмет познания
Трудность филасофии познания общества обусловлена целым рядом обстоятельств:



Во-первых, динамизмом общественной жизни. Общество постоянно изменяется, приобретая все новые и новые формы существования, что затрудняет его анализ.
Во-вторых, общественная жизнь многомерна и это на познавательном уровне находит выражение в том, что само понятие общества является многозначным и этот феномен выступает предметом исследования многих наук. В социальном познании выделяют Как минимум 4 разных значения понятия общества:





1.Отдельное конкретное общество, которое является самостоятельной единицей исторического развития (Украина, Франция, Англия). Каждое такое общество является не просто совокупностью людей, а целостным социальным организмом – поэтому целесообразно использовать для обозначения таких конкретных обществ понятие Социальный организм или социум.


2.Общество как определенная совокупность социальных организмов – для фиксации этого смысла целесообразно использовать понятие Цивилизация.


3. Общество определенного типа – античное, феодальное, индустриальное – здесь можно использовать понятие Культурно-исторический тип.


4. Общество как совокупность всех социальных организмов, которые существовали или существуют на земле, все человечество в целом –т. е. Общество как таковое, как необходимая форма жизнедеятельности людей в ее отличиях от форм организации жизни животных.


Общество в различных его измерениях изучают многие науки – история, социология, социальная психология, культурная антропология, социальная философия. Каждая из них фокусирует внимание на определенном аспекте общественной жизни. Поэтому очень важно понять в чем специфика философского исследования общества. Начнем с уточнения самого Понятия - социальная филасофия. Его употребляют в Двух смыслах. Во-первых, для характеристики взглядов любого философа на общество, место человека в нем, природы различных общественных явлений. Во-вторых, для обозначения относительно самостоятельных концепций, социальных теорий, выделившихся из философии, особой сферы социального познания со своим предметом исследования. Сегодня мы будем употреблять понятие социальной философии во втором смысле. Какие же Отличия Можно выявить Между социальной философией и социальными науками.


Первое отличие связано с тем, что если история, социология, социальная психология – это науки, то философия –это Вненаучная система знания. Данное утверждение не означает, что социально-философское познание общества ущербно, менее эвристично чем научное. Еще Аристотель отмечал – философия не наука, она больше чем наука. И философское познание общества не будучи научным имеет свои преимущества и приоритеты в сравнении с любым научным знанием. Философия, как Мировоззренческая система, стремится к выработке целостного, системного образа общества. Т.е. изучает не отдельный аспект, сторону жизни общества, а общество в целом, как целостную систему во взаимосвязи различных ее элементов. Философия – это Ценностная форма сознания. Поэтому если социальные науки стремятся к построению не предвзятого, максимально свободного от субъективных, оценочных суждений образа общественной жизни, то взгляд социальной философии на общественную жизнь принципиально иной, не свободный от ценностных представлений о благе, должном, справедливом или недопустимом, антигуманном. Отличие между социальной философией и социальными науками обнаруживается и В средствах познания. Так, например если социология широко использует емпирические методы познания и экспериментальные средства исследования, то философия не имеет в своем арсенале таких средств. Философские знания всегда опосредованы и опираются как на обобщения данных специальных наук, так и на осмысление достижений таких способов освоения действительности как искусство, мораль, право, архетипы коллективного бессознательного, которые выражены в мифах, сказках, фольклоре и т. д.Социальная философия, таким образом, отличается от социальных наук, но не противостоит им. Они взаимодополняют друг друга.


Еще одна важная особенность социальной философии состоит в том, что она рассматривает общество и историю в неразрывной взаимосвязи с человеком. Общество здесь предстает как Конкретно-историческая форма жизнедеятельности людей, а история как реальный процесс развития человека, человечества. Таким образом, можно сделать вывод, что человек – это начало социально-философских размышлений, их принцип и конечный результат, т. е. –высшая цель социального философствования.


Если человека отодвигают на второй план в социальном познании или подменяют такими общими понятиями как класс, партия, государство или идея, дух, Бог, то социальная философия превращается в наихудшую идеологию или теологию. Мы подошли в плотную к определению Предмета социальной философии.


Социальная философия – это мировоззренческо-методологическая система знания, которая изучает общечеловеческие основы цивилизационного существования и развития общества как целостной системы через призму человека и самоценности гуманистических приоритетов, через соотношение основных факторов жизнедеятельности людей в историчеком пространстве и времени.


Безусловно данная характеристика относится к современному уровню развития социальной философии, когда основным принципом организации социально-философского знания становиться принцип его гуманистической направленности. Кроме того, здесь следует учитывать, что современной социальной философии, как и философии в целом, присуще отсутствие общих методологических оснований и принципов исследования их предмета. В этом состоит еще одна особенность социальной философии и трудность познания общественной жизни. Что касается современной украинской социальной философии, то она находится в стадии становления и еще не оформилась концептуально, как целостная теория. Главные задачи которые стоят перед ней –это переосмыслить марксистскую парадигму и методологию социально-философских исследований в контексте достижений теории и практики ХХ ст., окончательно преодолеть остатки тоталитарного мышления, обеспечить свободу философствования в демократически ориентированном обществе, т. е. в полной мере включиться в процесс развития мировой философской культуры. На этом пути она опирается на следующие методологические принципы исследования социальной действительности:


1.Принцип объективности – это требования непредвзятости исследовательской позиции, т. е. отказ от выработки каких либо окончательных обобщений до начала исследования и их последующего наложения на реальный общественно - исторический процес. Принцип объективности требует движения мысли от анализа конкретной социальной действительности к последующим обобщениям, а не наоборот, указывает на недопустимость подгонки действительности под какие-либо заранее выработанные схемы. Это и требование независимости суждений от социально-политических ориентаций исследователя, которые также приводили бы к клишированному видению социальной жизни, к превращению социальной философии в идеологию, как это случилось с историческим материализмом. Принцип объективности следует отличать от объективизма как стремления освободиться в целом от ценностного видения мира, исключить человека, личность из процесса исследования, что было бы равносильно самоуничтожению философии. Принцип объективности на превращает социальную философию в науку, но предостерегает ее от схематизма, догматизма, субъективизма.


2.Принцип системности – это требование раскрытия целостности объекта, выявления его многообразных связей, перехода от исследования отдельных факторов и черт общественной жизни к их системному осмыслению. Этот принцип обеспечивает познание общества как системы.


3.Принцип развития, смыкающийся с принципом конкретно-исторического подхода –выступает как требование выявления источников, движущих сил, конкретных механизмов общественного развития, анализ его конкретных форм и этапов.


4.Принцип историзма – требование выявления общих оснований социального в его историческом развитии и анализа специфики каждого этапа их формирования, особенностей перехода от одной качественно определенной ступени развития к другой, =характера и механизма трансформации елементов предыдущего этапа на новом этапе исторического развития. Следует отличать от принципа историцизма в том его виде как он был описан в работе Карла Поппера Нищета историцизма. Историцизм исходит из детерминизма, идеи провиденциальной необходимости, когда будущее однозначно выводиться из прошлого, что приводит к пониманию общественного развития как линейного, автоматического процесса, пренебрежительному отношению к проблеме вторичных исторических возможностей, выработке различных исторических пророчеств, оправданию зла и насилия как средств прогресса.

По материалам Библиотеки учебной информации

Категория: Педагогика | Добавил: (02.03.2011)
Просмотров: 1106