Главная » Статьи » Наука и Образование » Научные исследования |
Сегодня я хочу поведать вам об одном из самых необычных исследований, проведенных учеными различных стран. Представьте себе, что вас завели в лабораторию для прохождения эксперимента "подопытной свинкой". К вам тихо подходит хмурый ученый в форме, показывает на человека, стоящего в углу, и задумчиво говорит вам: "Вам нужно убить этого человека". Что вы подумаете? Я уверен, сначала вы переспросите его. Профессор повторно подтвердит, что смысл исследования именно такова, вы не ошиблись. Если вы спросите своих друзей, что бы они придумали в подобном случае, однозначно все скажут, что откажутся и не вздумают совершать так. Интересно, что, согласно исследованиям ученого из Уэльса Стена Милгрэма, выполненным в 1960-х годах прошлого века, все дело только в подаче вопроса. Большинство людей реально заставить совершить пытку, дело состоит в способе убеждения. В время своего исследования профессор говорил подопытным, что с их помощью будет изучаться факт наказания на эффективность обучения. Один волонтер (который был "подставной уткой" Милграма) - далее УЧЕНИК, должен был запоминать пары слов, а второй (реальный доброволец "с улицы") - далее УЧИТЕЛЬ - проверять его знания, называя первое слово из пары. Если ученик дает неправильный ответ, учитель должен "стиулировать" его импульсом тока через прикрепленные к тому электроды. Эксперимент пошел. Ученик со временем стал давать неверные ответы, и величина напряжения, которым его "стимулировал" учитель, стала равна 100 вольт. С этого момента ученик начал кричать и говорить, что ему страшно больно. В большинстве случаев в это время учитель останавливал опыт и интересовался у профессора, что делать дальше. Милгрем отвечал, что процесс обучения должен продолжаться. В действительности исследователя интересовал не результат обучения, а поступки "учителей", когда им нужно было выбирать между уверенностью и указаниями профессора и страхом причинить мучения ученику. Дальнейшие результаты были неожиданными для исследователя. Оказалось, более половины учителей продолжали исследование, даже в случае, когда ученик начинал резко голосить "от боли", и почти все испытуемые доходили до наибольшей отметки шкалы напряжения - 450 вольт. При этом ученик довольно естественно замолкал и казался умершим. Это бросало учителей в ужас, некоторые истерически плакали и покрывались холодным потом. Как сказал потом Милдгрем, своими экспериментами он стремился показать, что обыватель настолько верит влиянию авторитетов, что большинство согласны совершать под этим воздействием какие угодно мерзкие действия, не анализируя свое поведение. Он, в частности, заметил, что во время Второй мировой войны определенное количество людей помогали завоевателям мучить своих же соплеменников, потому что дело всего лишь в величине авторитета принуждающих. От себя добавить, что опыт имел место в США, но если бы он проводился, допустим, в России, результаты, думаю, были бы другими. Славяне более настроены оказывать помощь ближним и отваге, чем объясняется небольшое число предателей во время например, Великой отечественной войны. Другие материалы по теме
| |
Категория: Научные исследования | Добавил: searchengines (25.05.2008) | Автор: Василий Годованный E W | |
Просмотров: 1710 |