Пятница, 10.05.2024, 21:39
Приветствую Вас, Гость
Главная От друзей Библиотека Видео Плакаты Новости Тесты онлайн Контакты
Главная » Статьи » Наука и Образование » Научные исследования

Диалектика рыночного равновесия (Часть 1)
УДК 330.88
ДИАЛЕКТИКА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ (Часть 1)

--------------------------------------------------------------------------------

Мы моги бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц.

Альфред Маршалл (1)

Часть I. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
ЛОГИКО-ТЕРМИНИЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА ТЕОРИИ АВТОСОИЗМЕРЯЮЩИХСЯ СТОИМОСТЕЙ

ВИД ТОВАРА – одинаковые с позиции покупателя товары.

СТОИМОСТЬ ТОВАРА – видовая цена товара, цена данного вида товаров

ЦЕНА ТОВАРА – цена товара-индивида; всё то, на что обменивается товар. Для практического употребления цену и стоимость можно считать синонимами, что уже имеет место быть, но правомерность чего, пока, не обоснована ни одной теорией стоимости.

СРЕДНЕВИДОВАЯ ПРИБЫЛЬ – среднеарифметическая величина прибыли от прибылей всех производителей данного вида товаров.

СРЕДНЕРЫНОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ – величина прибыли, к которой посредством конкуренции предпринимателей стремятся средневидовые прибыли всех предпринимателей данного рынка.

СТОИМОСТЬ ТРУДА ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ - заработная плата (фонд оплаты труда), плюс прибыль товаропроизводителя.

ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРА (ПОЛНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА) - сумма стоимостей труда всей череды производителей данного товара, начиная с производителей сырья, энергии, оборудования, включая зарплату последнего производителя - продавца, за исключением его прибыли с этого товара.

СРЕДНЕВИДОВАЯ ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРА - среднеарифметическая полная себестоимость от себестоимостей всех производителей данного вида товаров.

СТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА - сумма цен труда всей череды производителей этого товара. Полная себестоимость товара, плюс прибыль производителя с этого товара.

КОМПЕНСАТОР НЕСООТВЕТСТВИЯ - часть стоимости, на которую увеличивается или уменьшается стоимость товара относительно его объективной величины его стоимости в периоды несоответствия между его спросом и предложением.

Закон всемирного тяготения абсолютно не зависит от воли и сознания людей, и потому является абсолютно объективным законом природы.

Экономические взаимосвязи между людьми по поводу производства, обмена, потребления товаров, по поводу распределения доходов, ресурсов, средств производства осуществляются сознанием и волей определяющих эти процессы субъектов.

Объективные обстоятельства, которые субъектам экономических взаимосвязей приходится учитывать как не менее объективную силу, чем сила всемирного тяготения, складываются из мнений и побуждений самих субъектов примерно так же, как складывается равнодействующая определенного количества физических сил, где какое-то изменение отдельных из них уже не способно существенно повлиять на изменение этой равнодействующей.

Центром всего многообразия экономических взаимосвязей является процесс обмена, институтом которого является рынок.

В процессе обмена каждый его участник стремится к удовлетворению своих потребностей.

Критерием удовлетворенности для каждого участника является осознание им того, что его положение как участника обмена как минимум не хуже положения его конкурентов.

Конкуренция покупателей формирует спрос рынка, где все одновидовые товары имеют одинаковые цены у всех продавцов и для всех покупателей.

Конкуренция одновидовых продавцов (шире - производителей) ведет к тому, что стоимость товара данного вида формируется в соответствии со средневидовыми полными издержками его производства плюс средневидовая прибыль и плюс компенсатор несоответствия.

Борьба за цену совокупности конкурирующих покупателей с совокупностью конкурирующих продавцов формирует определенное соотношение между спросом на данного вида товар и его предложением.

В условиях рынка совершенной конкуренции, за счет переливов средств из менее прибыльных видов предпринимательства в более прибыльные, спрос на данного вида товар уравновешивается его предложением, ликвидируя компенсатор несоответствия. В резульиаие чего стоимость товара данного вида формируется в соответствии со средневидовыми полными издержками его производства, плюс средневидовая прибыль с данного товара, или, что то же самое, в соответствии со стоимостью его производства

Конкуренция разновидовых предпринимателей ведет к тому, что все средневидовые прибыли на единицу полных издержек производства товара приближаются к одной и той же величине – среднерыночной прибыли. Эта же конкуренция ведет к тому, что спрос на все виды товаров данного рынка уравновешивается их предложением, в результате чего стоимость всех видов товаров данного рынка формируется в соответствии со средневидовыми полными издержками их производства, плюс среднерыночная прибыль с соответствующей товару величины издержек, или, что то же самое, в соответствии со стоимостью их производства, которая равна сумме стоимостей труда всей череды производителей соответствующего товара.

Так формируется эквивалентный обмен, который более двух тысяч лет вводил в заблуждение исследователей, полагавших, что эта эквивалентность присуща внутренним свойствам самих товаров.

Говоря языком диалектики, "борьба" субъективных диалектических систем "покупатель - покупатель", "продавец - продавец", "покупатель - продавец" за равенство противоположностей этих систем формирует объективную закономерность, объективную равнодействующую социально-экономических сил, которая делает обмен равноценным.

Но объективность этой закономерности не абсолютна потому, что она не дана нам изначально от природы, а формируется определенным образом в определенных условиях, в отсутствии которых она может исчезать, уступая место субъективной воле.

Если систематизировать все многообразие условий формирования объективной закономерности, или, что то же самое, условий формирования равновесного рынка, то это многообразие можно свести к двум основным условиям.

Первое - количественное условие - ограниченность минимального количества субъектов экономических взаимосвязей.

Например, только определенное количество продавцов и покупателей товара - (количество, обеспечивающее наличие конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями) - способно породить объективность процесса ценообразования. В единичных же, случайных актах обмена, где нарушается это количественное условие формирования равновесного рынка, цена товара определяется не объективным законом стоимости, когда стоимость товара определяется величиной стоимости труда, (но не количеством труда) воплощенного в товаре, а субъективными побуждениями продавцов и покупателей.

То есть здесь при изменении количества субъектов экономических взаимосвязей происходит качественное изменение характера законов, определяющих эти взаимосвязи.

Определить точно, какое именно количество субъектов экономических взаимосвязей рождает новое качество законов, определяющих протекание этих взаимосвязей, так же невозможно, как невозможно определить точно, какое именно количество отдельных зерен рождает новое их качество - кучу зерна. Но, несмотря на невозможность определения точных параметров этого качественного перехода, он существует, и является границей, отделяющей область действительности, где экономические взаимосвязи определяются объективными законами от области, где эти же взаимосвязи определяются субъективно-психологическими законами формирования поведения людей, или, проще говоря, субъективными побуждениями участников этих взаимосвязей.

Не абсолютное, а относительное уменьшение количества продавцов какого-то товара при объединении их в монополию также переводит процесс ценообразования в область субъективно-психологических законов.

Субъекты экономических взаимосвязей как члены общества являются еще и субъектами права, и потому еще одним условием равновесного рынка, качественным его условием, является не нарушение общественной властью естественности этих взаимосвязей, т.е. не нарушение возможности формирования этих взаимосвязей побуждениями субъектов этих взаимосвязей, а не побуждениями чиновников общественной власти. Как это, например, имело место в плановой экономике так называемых социалистических стран, где субъективизм и волюнтаризм в экономике по причине нарушения этого качественного условия формирования равновесного рынка были закономерным явлением.

То есть здесь мы имеем еще один качественный переход, отделяющий область действительности, где экономические процессы определяются объективными законами экономики от области, где эти же процессы определяются субъективно-психологическими законами поведения людей.

Нарушение даже одного из этих двух основных условий формирования равновесного рынка в отдельных областях единого экономического пространства ведет к переплетению разнородных областей действительности. И в этих условиях одни экономические взаимосвязи могут определяться объективными экономическими законами, другие – субъективно-психологическими. Цены одних товаров могут формироваться в соответствии с объективным законом стоимости, и таким образом рождаются объективные цены, других – в соответствии с субъективными побуждениями продавцов и покупателей, и таким образом рождаются субъективные цены.

В экономической теории укоренилось мнение, что равновесие рынка это научна абстракция, которая редко имеет место быть в реальности. На самом же деле, если главным критерием равновесия является неизменность цены, и если цена какого-то вида товаров остается неизменной, к примеру, неделю, то следует сделать вывод, что рынок данного вида товаров неделю находился в состоянии равновесия.

А если иметь в виду, что ежедневное изменение цены на какой-то товар в розничной торговле явление чрезвычайно редкое (кроме периодов галопирующей инфляции), то следует сделать вывод, что основная масса рынков розничной торговли большую часть времени находятся в состоянии равновесия, даже если имеет место быть небольшая инфляция.

К тому же следует иметь в виду, что точно также и по тем же законам формируется равновесие на рынке несовершенной конкуренции.
Разница лишь в том, что равновесие рынка совершенной конкуренции формирует объективные цены товаров, а цены на рынке несовершенной конкуренции имеют монопольное, субъективное смещение относительно объективных цен.

Также равновесие устанавливается и на рынке товара, спрос на который не соответствует предложению на уровне объективной стоимости этого товара, но это соответствие достигается посредством компенсатора несоответствия на уровне стоимости, отличающейся от объективной стоимости данного товара.

Таким образом, в реальности имеет место быть два вида рыночного равновесия: абсолютно равновесный рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне объективных цен товаров (на уровне эквивалентного обмена), и относительно равновесный рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен товаров, имеющих монопольное смещение от объективных цен товаров.

Так как цель нашей статьи – определение условий эквивалентного обмена, то мы будем рассматривать лишь условия формирования абсолютно равновесного рынка. Причем, в статье речь пойдет только о рынках розничной торговли. Что касается рынков оптовой торговли, биржевых рынков, национальных рынков, то эти рынки имеют специфические законы развития, которые в данной статье не рассматриваются.

Что касается механизма установления рыночного равновесия, то на одном и том же рынке, в одно и то же время по отношению к одному товару может работать механизм Л.Вальраса (объемы спроса и предложения являются функцией цены), так и механизм А.Маршалла (цена является функцией объемов спроса и предложения). А если иметь в виду, что на любом рынке спрос, предложение и цена всех товаров объединены процессами распределения доходов, ресурсов и средств производства, то можно утверждать, что эти два механизма установления равновесия рынка работают не только в одновременно, но и в диалектическом единстве своих противоположных тенденций.

Литература
1.Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. – М.: Прогресс,1985.
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
3. Вудкок М, Френсис Д Раскрепощенный менеджер: М., Дело. 1991 г.
4.Дизель П.М., Мак Кичли Р.У. Поведение человека в организации. М.,1993
5. Полтерович В.М. Доклад на научном семинаре "Неизвестная экономика", 1997 год.
http:// e2000.kyiv.org/biblioteka/biblio/stat/crisis_ek.html
6.Самуэльсон П. Экономика. М., 1993.
7.Маршалл А. Принципы экономической науки. М.,1993.
8. Файоль А., Эмереон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М., 1992.
9. .Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М., 1959.

--------------------------------------------------------------------------------

© Твердохлебов Геннадий Алексеевич
2007г.

Категория: Научные исследования | Добавил: Gennadii2 (06.08.2008) | Автор: Геннадий Твердохлебов E W
Просмотров: 2797