Главная » Статьи » Культура и Искусство » Литература |
Учение трансценденционализма движения протеста в Европе и США в к. 18 – н. 19 веков. Трансцендентальный клуб (Бостон)
Учение трансценденционализма движения протеста в Европе и США в к. 18 – н. 19 веков. Трансцендентальный клуб (Бостон) Клуб философов, литераторов, политиков и общественных деятелей Новой Англии второй половины 1830-50-х. "Трансцендентализм" парадоксальной идеологией и частью широкого романтического движения протеста в Европе и США в к. 18 – н. 19 веков. Основоположеник учения и лидер группы - - философ и поэт Ральф Эмерсон. Его соратник и друг Генри Торо — писатель, социолог, естествоиспытатель - создал теорию гражданского неповиновения. Другие их соратники: Маргарет Фуллер — редактор, журналист, литературный критик, одна из основательниц женского освободительного движения в США; Бронсон Олкотт — проповедник, философ, основоположнк «новой педагогики»; Уильям Гаррисон — редактор, издатель, лидер аболиционистского движения; писатели Д. Р. Лоуэлл, Г. Бичер-Стоу, Д. Уитьер, Р. Хилдрет. Американские основы "трансценденционализма" - унитарианство; ее ориентиры — неоплатонизм и немецкая классическая философия, воспринятая по большей части через труды Кольриджа, Карлейля и Кузена. Трансцендентализм отличался парадоксальной логикой. Он характеризовался интуитивизмом (в гносеологии), альтруизмом (в этике), (в политике). Точкой сборки системы была философия крайнего индивидуализма. Учение Эмерсона о «доверии к себе» Паррингтон справедливо называл апофеозом индивидуализма. "Трансы" видели в человеке центр Вселенной и устанавливали равенство между познанием и самопознанием. Вопреки широко распространившемуся мнению, это учение не отрицает взаимодействия сознания и окружающей действительности, человека и «природы» в процессе познания и выработки нравственного закона. Центральное звено учения - эмерсоновская «душа» человека, которая является мировой «сверхдуши». Нравственный закон, которому человек подчиняет свое поведение, не может диктоваться извне. Он создаётся в результате самопознания и интуиции. Истинность такого нравственного закона и его единство гарантируются тождеством микро- и макромиров и универсальностью «сверхдуши». Цели, которые преследовал трансцендентализм: установление гуманных и справедливых человеческих отношений, демократизация общества, укрепление национальной самобытности. Основываясь на теориях Эмерсона и Теодора Паркера их соратники работали в рамках "универсальной нравственной реформы". Трансценденциализм остался региональным явлением, не выйдя за пределы Новой Англии. Но и в этом регионе США у него было множество противников. Более того, все крупнейшие американские мыслители того времени (Готорн, По, Уитмен и особенно Мелвилл) относительно транс-теорий были настроены весьма критически, издевались над парадоксами "сверхдуши" в сочленении с крайним индивидуализмом. libusa.ru | |
Категория: Литература | Добавил: (20.08.2008) | Автор: Захар Парамонов E W | |
Просмотров: 3110 |