Главная » Статьи » Бизнес и финансы » Маркетинг. Реклама |
Компании живут в динамичной рыночной среде, в окружении конкурентов. Постоянно меняющиеся внешние условия требуют постоянной внутренней подстройки компании по требования рынка. Одни сотрудники идут на повышение, другие только начинают вливаться в новый коллектив, кто-то замещает коллегу на время отпуска... Очень часто складывается ситуация, когда руководство компании понимает, что существует необходимость в обучении сотрудников, но не знает чему именно учить персонал. Выявление потребностей обучения – это методика, которая позволяет четко и ясно определить, кого и чему в компании необходимо научить. Источникам возникновения потребностей в развитии персонала, как правило, являются: -изменения во внешней обстановке (экономической, правовой); -технологические изменения; -изменения стратегии, бизнес-плана, структуры фирмыкомпании, а также товаров и услуг, предоставляемых фирмой; движение персонала внутри фирмыкомпании. Потребности в обучении, как правило, возникают на уровне организации, подразделения и отдельных сотрудников. Субъекты, выявляющие потребность в обучении персонала компании, - это не только руководство организации, но и менеджер по персоналу (тренинг-менеджер), руководители подразделений и сотрудники. Способы выявления потребностей в обучении 1.Анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых работников. 2.Анализ результатов деятельности новых работников в период введения в должность (адаптации). 3.Анализ результатов оценки (аттестации) работников. 4.Анкетирование руководителей подразделений и сотрудников. 5.Интервьюирование руководителей подразделений и сотрудников. 6.Анализ специальной внешней информации. 7.Анализ изменений технологии. 8.Подготовка решений руководящих органов фирмы. 9.Анализ решений руководящих органов фирмы. 10.Анализ ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы. Анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотр Основную роль в реализации данной технологии выявления потребностей в обучении играет, конечно, служба персонала, поскольку именно она организует оценку кандидатов. Анализ результатов деятельности новых сотрудников в период введения в должность и проведение адаптации вновь принятого сотрудника позволяет ему войти в рабочий процесс организации. Однако в ходе адаптации могут выявиться и недостатки сотрудника, мешающие его эффективной работе на новом месте. И здесь возможны два варианта действий: -сотруднику дают доработать до конца испытательного срока, а затем увольняют его, как не подходящего на данную должность -в компании организуется в той или иной форме обучение сотрудника. Анализ результатов оценки (аттестации) сотрудников Аттестация, как правило, проводится раз в год (иногда раз в шесть месяцев) и, следовательно, представляет собой хороший метод для построения долгосрочных учебных целей, но мало эффективен, когда требуется быстрое решение возникшей проблемы. Анкетирование руководителей подразделений и сотрудников Данный метод целесообразно применять для оперативного выявления потребностей в обучении больших групп специалистов по профессиональной тематике. Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы однозначно и адекватно оценить потребности в обучении. Результаты анкетирования должны являться основанием для определения, кого и чему необходимо обучать. Из сказанного выше вытекают требования к содержанию анкеты. В ней формулируются основные критерии, определяющие необходимые и реально существующие знания. Фактически содержание анкеты должно быть не чем иным, как предполагаемым перечнем вопросов программы обучения. Ответы на вопросы анкеты помогут сформировать однородные по уровню и потребностям группы сотрудников для обучения по данному направлению. Интервьюирование руководителей подразделений и сотрудников Изменения, происходящие в компании, могут иметь различный "масштаб" и различную скорость протекания. Крупные изменения, определяемые решениями руководящих органов компании, бывают не так уж часто. Значительно чаще происходят изменения в рамках отдельных подразделений и направлений работы. Эти изменения сложно или даже невозможно отследить на уровне организации. В связи с этим одной из важнейших технологий выявления потребностей в обучении является проведение регулярных встреч и бесед тренинг-менеджера с руководителями подразделений. Эти же встречи могут служить и для подготовки решений руководящих органов компании. Для повышения эффективности бесед с руководителями и сотрудниками целесообразно использовать специально разработанные для этой цели опросники. Анализ специальной внешней информации Под специальной внешней информацией здесь понимается любая информация об изменениях во внешней обстановке (например, экономической и правовой). Эта информация может извлекаться из официальных источников, информационно-аналитических изданий, материалов конференций и семинаров. Анализ информации и получение выводов из нее, приводящих к изменениям в работе и вызывающих потребности в обучении, является, конечно, в основном прерогативой специалистов в соответствующих областях. Однако и тренинг-менеджер должен следить за основными обзорными источниками информации, чтобы важные изменения не стали для него неожиданностью. Анализ изменений технологии Основные технологии, используемые в производственных процессах фирмы, также необходимо систематически подвергать анализу на предмет возможной необходимости обучения персонала. Очевидно, что обучение почти неизбежно в случае замены используемого сотрудниками оборудования или программного обеспечения. Не всегда изменения технологии работы столь очевидны. Например, к технологическим относятся и нематериальные изменения, такие как изменения документооборота, включая появление новых видов и форм документов. Анализ решений руководящих органов фирмы Любые изменения в деятельности компании оформляются в виде решений ее руководящих органов (Совета директоров, Правления, комитетов, советов и т. П.). Тренинг-менеджер должен, как минимум, своевременно знакомиться с этими решениями, анализировать их с точки зрения возможных потребностей в обучении и вносить соответствующие предложения по коррекции планов и бюджета компании. Еще лучше, если тренинг-менеджер не просто отслеживает готовые решения, а участвует в их подготовке - лично или через директора по персоналу. Тогда необходимые меры по организации обучения появятся в решениях исполнительных органов компании уже на этапе их подготовки. А самый идеальный вариант - это когда не тренинг-менеджер и не директор по персоналу, а сами руководители подразделений, составляя планы и готовя решения, включают в них мероприятия по обучению персонала, сопровождающие и поддерживающие планируемые изменения. Анализ ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы Любая компания, заботящаяся о своем будущем, управляет перемещениями ключевых сотрудников, выстраивая для них планы карьеры. Каждое из перемещений должно сопровождаться соответствующим обучением. Фирма, имеющая высокий уровень планирования карьеры, может составлять типовые планы - что-то вроде "маршрутов карьеры", снабженных "указателями направления" в виде обязательных учебных и иных развивающих мероприятий. Эти планы должны быть известны всем сотрудникам соответствующих подразделений. В этом случае они будут ясно представлять, чего им необходимо добиться и какое обучение пройти, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Итак, мы можем сказать, что методика выявления потребностей в обучении строится на следующих принципах: обучение эффективно только в том случае, если преследует конкретную цель. Цель обучения в свою очередь может быть определена только при условии, что выявлены и проанализированы потребности в обучении персонала. Анализировать в данном случае требуется то: - как работает компания и как она должна работать в идеале. - какими навыками и способностями обладают сотрудники, и какими должны обладать согласно потребностям компании. - какие функции выполняет каждый из сотрудников, и какие должен выполнять согласно занимаемой должности Выявление потребностей в обучении должно проводиться: - для всей компании в целом - для групп сотрудников (например, сотрудников одного отдела) - для каждого сотрудника в отдельности. Выявленные потребности должны быть обобщены с целью выделения приоритетных областей для обучения и форм обучения. Результаты такого обобщения будут содержать следующую информацию: - количество сотрудников в каждой группе - количество сотрудников требующих обучения - необходимый тип бизнес-тренинга (обучение на рабочем месте или обучение вне компании) - первоочередные задачи тренинга | |
Категория: Маркетинг. Реклама | Добавил: (01.09.2008) | Автор: 2B2B Маркетинг - тренинги E W | |
Просмотров: 1865 |