Суббота, 21.12.2024, 17:53
Приветствую Вас, Гость
Главная От друзей Библиотека Видео Плакаты Новости Тесты онлайн Контакты
Главная » 2008 » Январь » 15 » Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова
22:54
Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова
Ю.М. Лотман

Проблема Востока и Запада
в творчестве позднего Лермонтова


Тема Востока, образы восточной культуры сопровождали Лермонтова на всем
протяженииего творчества, в этом сказалось переплетение многих стимулов — от
общей “ориентальной” ориентации европейского романтизма до обстоятельств личной
биографии поэта и места “восточного вопроса” в политической жизни России 1830—
1840-х гг. Однако в последние годы (даже, вернее, в последние месяцы) жизни
поэта интерес этот приобрел очертания, которые теперь принято называть
типологическими: Лермонтова начал интересовать тип культуры Запада и тип
культуры Востока и, в связи с этим, характер человека той и другой культуры.
Вопрос этот имел совсем не отвлеченный и отнюдь не только эстетический смысл.

Вся послепетровская культура, от переименования России в “Российские Европии”
[1] в “Гистории о российском матросе Василии Кориотском” до категорического
утверждения в “Наказе” Екатерины II: “Россия есть страна европейская”, была
проникнута отождествлением понятий “просвещение” и “европеизм”. Европейская
культура мыслилась как эталон культуры вообще, а отклонение от этого эталона
воспринималось как отклонение от Разума. А поскольку “правильным, согласно
известному положению Декарта, может быть лишь одно” [2] всякое неевропейское
своеобразие в быту и культуре воспринималось как плод предрассудков. Романтизм с
его учением о нации как личности и представлением об оригинальности отдельного
человека или национального сознания как высшей ценности подготовил почву для
типологии национальных культур.

Для Лермонтова середина 1830-х гг. сделалась в этом отношении временем перелома:
основные компоненты его художественного мира — трагически осмысленная
демоническая личность, идиллический “ангельский” персонаж и сатирически
изображаемые “другие люди”, “толпа”, “свет”— до этого времени трактовались как
чисто психологические и вечные по своей природе. Вторая половина 1830-х гг.
отмечена попытками разнообразных типологических осмыслений этих, по-прежнему
основных для Лермонтова, образов. Попытки эти идут параллельно, и синтетическое
их слияние достаточно определенно наметилось лишь в самых последних
произведениях поэта.

Наиболее рано выявилась хронологическая типология — распределение основных
персонажей на шкале: прошедшее — настоящее — будущее (субъективно оно
воспринималось как “историческое”, хотя на самом деле было очень далеко от
подлинно исторического типа сознания). Центральный персонаж лермонтовского
художественного мира переносился в прошлое (причем черты трагического эгоизма в
его облике сглаживались, а эпический героизм подчеркивался), образы сатиричоски
изображаемой ничтожной толпы закреплялись за современностью, а “ангельский”
образ окрашивался в утопические тона и относился к исходной и конечной точкам
человеческой истории.




Скачать текст полностью : Зайдите в раздел

Книги по философии. PHILOSBOOK , скопируйте в строку адрес:

http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_№.rar

Вместо № поставьте число 132 и нажмите enter



Просмотров: 2679 | Добавил: searchengines | Рейтинг: 0.0/0